В чем отличие лампового PAL от не менее лампового NTSC?

Что счастья в холодных бездушных значениях частоты кадров и разрешения, когда картинка всего лишь передаёт изображение? И уже почти не вспомнить того тёплого, уютного чувства просмотра телевизора, который грел одним своим присутствием. Буквально.

Если вам больше двадцати, вы скорее всего сталкивались с ситуацией, когда вы или ваш родитель с трудом привезли из-за границы крутой современный телевизор/видик, но к разочарованию всего семейства, включая пуделя Феню, он не показывает в цвете. Или за огромные деньги в пять зарплат учителя географии купили игровую приставку, а она с “не дружит” с отечественными картриджами и дисками.

Вспомнили? Нет? Значит вы либо удачливы, либо молоды. 

Почему же так происходило? По политическим причинам на территории СССР была принята система цвета SECAM. Америка и Япония "сидели" на NTSC, а Западная Европа на PAL. О различиях между ними речь пойдет ниже. Сейчас отметим лишь то, что разница между цветовыми системами не так заметна вплоть до фактического использования. Здесь можно провести параллель с языками - английским, немецким и французским - примерно один алфавит, но разная фонетика, грамматика и морфология.

А теперь о самих системах. От сравнения плюсов и минусов воздержимся - использование определенных стандартов было обусловлено в основном географией распространения. Сейчас сложно найти аппаратуру примерно одинаковую по ценовой категории, сохранности и дате выпуска, да и в целом это напоминает надругательство над трупами, поэтому воспринимайте просто как забавную байку.

В далёком 1941 в США приняли стандарт NTSC-M, который "не понимал" цвета, зато создавал единый формат черно-белого телевидения. Когда Вторая мировая закончилась, людям захотелось хлеба и ярких зрелищ. Загнивающее капиталистическое общество было способно это предоставить. И к концу 1953 года была принята базовая цветовая система NTSC (National Television System Committee).

Основной принцип: передача сигнала яркости, дающего чб изображение, и двух цветоразностных сигналов, передающих информацию о красном и синем цветах. Информация о третьем, зелёном цвете, вычиталась приёмником из сигнала яркости двух цветоразностных сигналов.

Сегодня в большинстве стран вещание по системе NTSC прекращено. Например, в США большинство передатчиков были отключены в 2009 году, в Канаде и Японии — в 2011 году, и в Южной Корее и Мексике — в 2012 году.

Не лишним будет вспомнить, что в своё время на кафедре телевидения ЛЭИС на базе бездуховной американской NTSC была разработана адаптированная система ОСКМ (одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией). С 14 января 1960 года вещание велось по этой системе регулярно. Но опыт использования не полностью удовлетворял требования огромной страны, ведь NTSC требовала качественных линий связи на больших расстояниях.

В середине 60-х СССР принял участие в доработке французской системы цветного аналогового телевидения SECAM.

После доработки в 1965-1966 годах SECAM стал первым европейским стандартом цветного телевидения. 1 октября 1967 года начали одновременное вещание в Москве и Париже. Основным принципом построения SECAM по аналогии с NTSC стала передача чб сигнала, цветного красного, цветного синего и вычисление зеленого из первых трех. 

В отличие от NTSC, SECAM все еще используется во Франции и России. Хотя с падением СССР в Восточной Европе система стала потихоньку заменяться на PAL - систему аналогового цветного телевидения, разработанную инженером немецкой компании Telefunken Вальтером Брухом и принятую в качестве стандарта телевизионного вещания в 1966 году в Германии, Великобритании и ряде других стран Западной Европы. Сегодня это самая распространенная аналоговая система, в конце девяностых в этом стандарте смотрели ТВ около 68% телезрителей со всего мира.

Как ни странно, третья из совершенно разных систем передаёт сигнал яркости для черно-белого цвета, передаёт информацию о красном и синем цветах и получает зелёный цвет вычитанием синего и красного из яркости. Ничего не напоминает?

Самое сильное отличие всех этих систем сводится к глубоким техническим подробностям и разнице приёмников, в соответствии с этим.

 

И на десерт альтернативные расшифровки аббревиатур:

NTSC - never twice the same color или never the same color по-русски звучит как "каждый раз другого цвета". Вот еще менее распространенное no true skin colors - неверные цвета кожи.

SECAM - system essentially contrary to american method  - система, по сути противоположная американскому методу.

PAL - picture at last - наконец-то, картинка! Или pay for added luxury - плати за дополнительную роскошь.

Но как бы мы не стремились за прогрессом и не радовались всему новому, в эти холодные зимние дни наша редакция смотрит на заснеженный Киев и вспоминает старые-добрые ламповые видеоформаты. И на душе становится чуточку теплее, а этого ощущения не подарит ни одна холодная современная "цифра".

 

 

Читать также:

История видео и кинематографа. Часть I

История видео и кинематографа. Часть II

История видеонаблюдения

В чем отличие AHD, HDCVI и HDTVI?